Какие цены выставит государство на квартиры в арендных домах?

Дата публикации: 1 марта 2012

Всех нуждающихся, которых насчитывается около 855 тысяч, эти объемы, безусловно, не удовлетворят, пишет сайт Недвижимость и Строительство. Однако примечателен сам факт того, что эта тема в Беларуси стала развиваться. Известно, что в Минске уже приступили к строительству первых арендных домов. Кроме того, за прошлый год в целом по республике 342 квартиры переведены из служебных в предоставляемое по договору коммерческого найма жилье, и по мере высвобождения квартир этот фонд будет пополняться.

 

Заселиться в эти квартиры, как не­однократно сообщали представители органов госуправления, смогут в первую очередь нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В столичном горисполкоме не скрывают: если судить по звонкам и обращениям, то желающих намного больше, чем самих помещений. В Минске только в легальном порядке сдается более 40 тысяч квартир, и среди скитальцев по съемному жилью немало "очередников". Одно из преимуществ государственного предложения — при соблюдении условий контракта арендное жилье можно использовать как угодно долго, не опасаясь того, что владелец квартиры вдруг потребует ее освободить. Но главным достоинством должен стать уровень оплаты за проживание.

 

Нормативно-правовая база, регулирующая ценовой вопрос, фактически сформирована. Вслед за Указом № 512 Президента "О некоторых вопросах использования государственного жилищного фонда" от 8 ноября прошлого года вышло и соответствующее постановление Совмина: документом от 27 декабря установлена базовая ставка платы в размере 0,2 базовой величины за 1 кв. метр общей площади жилого помещения в месяц. Однако окончательное слово за местными органами власти, которые при расчете арендной платы могут применять повышающие коэффициенты.

 

"Это пилотные проекты, которые будут реализовываться за счет средств местных бюджетов, — пояснил заместитель премьер-министра Беларуси Анатолий Калинин. — Понятно, что каждый застройщик имеет желание выйти на окупае­мость не через 40—50 лет, а чуть раньше". Впрочем, вице-премьер предположил, что местные власти могут принять решение частично компенсировать затраты за счет других бюджетных ассигнований. Так какой уровень платы за арендный метр может оказаться приемлемым для арендодателя? Предположим, что его строительство обойдется в Br 3,6 млн (такова заявленная Министерством архитектуры и строительства стоимость социального "квадрата" в этом году). На сегодняшний день 0,2 базовой величины — это Br 7 тысяч. Если не утяжелять расчеты инфляцией и другими дополнительными факторами, то получается, что построенный метр при такой плате окупится примерно через 43 года.

 

Повышающие коэффициенты помогут застройщикам быстрее вернуть вложенные средства. Например, решением Минского горисполкома утверждено, что базовая ставка будет умножаться на число от 1 до 3, в зависимости от экономико-планировочной зоны. Таким образом, на сегодняшний день максимальная (с коэффициентом 3) стоимость аренды "двушки" метражом 50 кв. м должна составить чуть более Br 1 млн, или около $ 130 в месяц. Цена вполне привлекательная, если учитывать, что средняя арендная плата за такую квартиру на рынке начинается с $ 200—250. Однако есть существенное но: с 1 апреля базовая величина, от которой зависит плата за аренду, повышается с Br 35 тыс. до Br 100 тыс. Соответственно практически в 3 раза вырастут и расценки. Двухкомнатные квартиры за $ 350—400 в месяц на рынке тоже имеются, но это вовсе не социальное жилье без мебели и с минимальным ремонтом, а, как правило, уютные жилища, обставленные и оборудованные бытовой техникой. Видимо, с учетом трехкратного роста базовой величины государству все же придется пересмотреть подходы к формированию арендных цен, иначе такое предложение будет мало чем отличаться от сдаваемых частными лицами квартир. По некоторым данным, этот вопрос уже обсуждался, но положительного решения не принято.

 

В ближайшее время в администрациях районов (а также на их сайтах) должны быть вывешены списки квартир, сдаваемых на условиях коммерческого найма. И хоть Указом № 512 прописано, что право на аренду имеют все граждане вне зависимости от того, состоят они на учете нуждающихся или нет, но очередникам будет отдан приоритет. Предполагается, что если на одну и ту же квартиру будет претендовать не один желающий, то получить ее сможет тот, кто раньше встал на очередь.

 

Однако весь механизм создания фонда арендного жилья и его предоставления гражданам должен еще пройти "обкатку". Серьезной альтернативой тот незначительный объем "квадратов", которые планируется "впрыснуть" на рынок, пока не назовешь. Это может решить жилищный вопрос некоторых граждан, и сама по себе прозрачность ценообразования в этом сегменте, безусловно, положительный факт. Но вряд ли это предложение, если оно окажется более конкурентоспособным по цене, сможет повлиять на "аппетиты" частных арендодателей. Необходимо время, чтобы государство стало внушительным игроком на рынке жилья, предоставляе­мого внаем. В том, что резерв этого инструмента достаточно большой, можно убедиться на примере многих развитых стран. Если в Беларуси около 95 % жилого фонда находится в собственности, то в Европе, например, этот показатель гораздо ниже. В Германии 60 % жилья арендное, в Дании — почти 70 %. Особенно высок спрос на временное "пристанище" у молодых людей и тех специалистов, которые готовы сменить место жительства ради более интересной и высокооплачиваемой работы. "Нужно выстроить целую политику в отношении доступности арендного жилья, создать достаточное и даже избыточное предложение, чтобы население, включая молодые семьи и даже студентов, могло себе позволить снимать такие квартиры", — считает министр архитектуры и строительства Анатолий Ничкасов.

просмотров новости: 14208


Комментарии

Отправить новый комментарий