-
Ошибка регистратора может стоить квартиры, но выход есть
Каталог недвижимости |
Каждому - по возможностямДата публикации: 15 декабря 2009
В качестве альтернативы льготным кредитам парламент рекомендует развивать ипотеку, некоммерческий наем и систему стройсбережений, пишет Газета "Белорусы и рынок" (№49 от 14.12.09) В прошлую пятницу депутаты Палаты представителей приняли рекомендации по итогам парламентских слушаний на тему "Состояние и перспективы развития законодательства в сфере жилищного кредитования населения". Главный вывод, который прозвучал на слушаниях, состоит в том, что дальнейшее наращивание объемов жилищного строительства запланированными темпами и преимущественно за счет льготных кредитов, во-первых, неподъемно для бюджета, а во вторых - не решает жилищную проблему для большинства граждан. И нужно искать альтернативные пути решения жилищных вопросов. В 2008 году в Беларуси сдано в эксплуатацию 5.146,7 тыс. кв. м жилья. В 2009 году запланировано ввести 6 млн. кв. м, в 2010-м - без малого 7 млн. кв. м. При этом если в 2008 году 500 млрд. BYR направлено из бюджета на компенсацию банкам процентов по льготным кредитам, выданным на жилищное строительство гражданам, то в 2010 году планируется на эти цели использовать уже 1,3 трлн. BYR. В целом за 2003-2008 годы в 1,7 раза выросли ежегодные объемы ввода жилья. Между тем очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий не уменьшилась, а увеличилась. Сегодня в стране насчитывается уже 701 тыс. очередников (семей и одиноких граждан). Учитывая сложившуюся ситуацию в жилищной, финансовой и строительной сферах, Палата представителей предлагает правительству сформировать межведомственную рабочую группу для подготовки предложений по совершенствованию действующей системы улучшения жилищных условий граждан. В качестве альтернативных источников финансирования предлагаются система стройсбережений и ипотека. В частности, как считают в парламенте, необходимо принять меры по внедрению в Беларуси системы жилищных строительных сбережений с использованием финансового стимулирования участников системы (жилищных премий). При разработке нормативной базы следует учесть положительный опыт зарубежных стран, в которых такая система успешно работает. Кроме того, правительству рекомендовано рассмотреть предложение государственного научного учреждения "Институт экономики Национальной академии наук Беларуси" по совершенствованию системы ипотечного кредитования и использования в этих целях земельных ресурсов РБ. Серьезное внимание, по мнению парламента, следует уделить развитию арендного фонда жилья. К слову, сегодня и в правительстве, и в министерствах, и в Нацбанке признают, что не все граждане могут приобрести жилье в собственность. А поскольку конституционного права граждан на жилище никто не отменял, то для господдержки очередников депутаты рекомендуют разработать комплекс мер по стимулированию (включая налоговые и иные льготы) организаций, осуществляющих строительство жилых помещений с последующей передачей их в аренду и некоммерческий наем. Депутаты выступают также за целесообразность распространить право на имущественный вычет сумм, направленных на улучшение жилищных условий, которым наделены сегодня очередники, и на неочередников. Известно, что за принятие этой нормы ратуют частные фирмы-застройщики, которые в последний год столкнулись со снижением спроса на коммерческое жилье со стороны граждан, не состоящих на учете нуждающихся, в связи с увеличением ставок по коммерческим кредитам. Кстати, заметим, что сегодня многие частные фирмы выступают противниками строительства жилья для сдачи в наем. Между тем в областях власти на местах опасаются, что следующий год может оказаться провальным по жилищному строительству. Формирование ЖСК идет с большим трудом. В некоторых городских поселках и маленьких городках появились незаселенные квартиры в недавно построенных многоквартирных домах. Сформировать новые ЖСК из очередников не представляется возможным. У людей настолько низкие заработные платы, что они не в состоянии оплачивать даже трехпроцентный кредит. Люди, не состоящие на учете, тоже не хотят вкладывать деньги в квартиры, расположенные в поселках, где нет нормальной работы. Кроме того, из-за начавшегося снижения цен на квартиры у платежеспособного населения резко упал интерес к спекулятивным сделкам. То есть строить или покупать квартиры с целью последующей продажи люди сегодня не хотят. Иными словами, потребители жилья разделились на 4 основные группы. Первые две группы - это хорошо обеспеченные граждане-неочередники и платежеспособные очередники. И те и другие готовы приобретать жилье в собственность, но первые - без помощи государства, а вторые - с государственной поддержкой. Третья группа - очередники, которые в силу своей неплатежеспособности не могут приобрести жилье в собственность и нуждаются в жилье, которое бы они могли арендовать на условиях некоммерческого найма. К четвертой группе относятся граждане, имеющие право на социальное жилье. И задача правительства состоит в том, чтобы создать условия для удовлетворения жилищных потребностей представителей всех четырех групп. просмотров новости: 7756
Другие новости в этой рубрике
|
Комментарии
Отправить новый комментарий