Лифты на грани срыва?

Дата публикации: 8 октября 2009

По осени коммунальники обычно отчитываются за подготовку к зиме. Где–то в подъездах заменили стекла. Где–то утеплили стенки, подкрасили фасады, поставили энергосберегающие лампы... Все эти косметические работы, безусловно, важны. Но для «инфраструктуры» обычного городского дома, по сути, решающего значения не имеют. Увы, самый сложный и потенциально опасный механизм в нашем подъезде — лифт — в списках плановых жэсовских работ не значится. Между тем сотрудники МЧС, проанализировав ситуацию с подъемными сооружениями, пришли к выводу: уже через несколько лет лифты будут массово ломаться и застревать. Оборудование сильно изношено...

Как часто жильцы застревают в лифтах? По некоторым данным, только в Минске в будний день электромеханикам приходится освобождать одного–двух пассажиров. А в выходные — 10 — 15. Одна из причин поломок — физический износ. К примеру, срок службы узлов лифта — 25 лет, электропроводки — 15, реле — 12. В целом срок эксплуатации подъемной машины — четверть века. Но и после прошествия многих лет «пенсионера» отправить на свалку не спешат: невыгодно. Вместо этого эксперты проводят техническое диагностирование. Если никаких претензий к лифту нет, то эксплуатировать механизм можно еще до 3 лет. И так до следующей диагностики. Процесс может длиться бесконечно.

И хорошо, если обслуживающие организации относятся к проверкам ответственно. А вдруг кто–то формально поставит лишнюю галочку? Ответственность — высочайшая. Ведь лифты — это не просто технические устройства. В них перевозится гораздо больше пассажиров, чем в автобусах, троллейбусах, метро. Как–то, еще в советские времена, подсчитали, что лифт в сутки в среднем работает 3 часа машинного времени. За 25 лет службы он проезжает 140 — 150 тысяч километров. По словам специалистов, теперь эту цифру надо умножить еще на два. Пробег получается колоссальный. Но что взять с этих цифр...

— Главная проблема в том, что пассажирских лифтов с каждым годом заменяется все меньше и меньше, — рассказывает старший государственный инспектор подъемных сооружений управления по надзору за подъемными сооружениями Госпромнадзора МЧС Светлана Сухорукова. — По статистике, с 2003 по 2008 год количество машин, отработавших срок службы, ежегодно увеличивается на 4 процента. В стране зарегистрировано 31.824 пассажирских лифта, из них 9.388 отработали нормативный срок службы. Но планы замены не выдерживаются. Кроме того, их урезают. В этом году планировали заменить 814 машин. За шесть месяцев успели установить лишь около 300. Выполнить план вряд ли удастся...

В Госпромнадзоре считают, что ситуация складывается критическая. Если тенденция сохранится, то через год–два лифты просто остановятся. И это вовсе не «страшилки», а реальный взгляд на проблему. Как предотвратить неприятности? Поменять одним махом все устаревшие лифты в нынешних экономических условиях нереально. В среднем подъемная машина стоит около 40 миллионов рублей. А средства на покупку лифта выделяются из городских и областных бюджетов, которым не до жиру. Если же эти деньги включить в жировки жильцов (хотя за обслуживание лифтов мы и так платим), то суммы в квитанциях зашкалят...

Впрочем, есть, оказывается, и счастливые примеры. Вместе со специалистами мы решили посмотреть, как работают лифты в новых столичных домах.

В подъезде дома по улице Яна Чечота, 44 еще пахнет краской. Дом сдали осенью прошлого года, а лифт здесь заработал два месяца назад.

— Бюджетный, надежный вариант, — описывает его преимущества начальник производственного отдела ОАО «Лифтсервис» Виктор Пивовар. — Кнопки железные. Никаких проблем с вандалами не будет. Установлены энергосберегающие лампы.

Заходим в кабину. Поднимаемся на девятый этаж.

— Ой, что–то гремит. Как насчет безопасности? Не упадет? — интересуюсь.

— Такого быть не может! — успокаивает Виктор Пивовар. — Лифт удерживают три каната, каждый из которых выдерживает двенадцатикратную нагрузку, в системе предусмотрены ловители и ограничители скорости, которые заблокируют кабину при малейшем отклонении от заданных параметров движения.

Довольны кабиной и жильцы. Да и обслуживать новые лифты гораздо проще. Если ежесменный осмотр старых проводится с помощью измерительных приборов, то здесь предусмотрена электронная система контроля основных параметров. Все неполадки видны как на ладони.

Но если денег на современный лифт в районном бюджете точно не найдешь, быть может, стоит заняться модернизацией? В нынешних реалиях — это лучший способ продлить срок службы подъемных машин. На заводе «Могилевлифтмаш», единственном в стране по производству лифтов, изготавливаются специальные комплекты, в которые входят новая кабина, лебедка и узлы безопасности. Модернизация в среднем обходится на 20 процентов дешевле, чем покупка нового лифта. Но и здесь есть сдерживающий фактор. Сегодня не существует нормативного документа, определяющего, что такое модернизация и как она должна осуществляться...

Что в итоге? Лифты достигли вертикального предела, выше они уже не поедут — только вниз. Пожалуй, проблема стоит настолько остро, что отмахиваться от нее, приводя финансовые доводы, больше не получится.

 

СБ-Беларусь Сегодня

просмотров новости: 9698


Комментарии

Отправить новый комментарий