Почти на треть за 5 лет снизилась потребность населения в услугах водоснабжения и канализации.
К 2015 году планируется полностью перейти на конкурсную основу обслуживания жилфонда Беларуси. Об этом заявил на пресс-конференции начальник управления коммунального хозяйства и энергетики Минжилкомхоза РБ Анатолий Шагун газете "Белорусы и рынок".
Переход на конкурсное обслуживание, в котором на равных будут участвовать и государственные, и частные организации, предусмотрен концепцией развития ЖКХ на 2011-2015 годы. И для реализации такого плана уже имеется необходимая нормативная база: постановление Совмина № 342, утвержденные Минжилкомхозом критерии отбора участников конкурсов, а также Указ президента РБ от 6.10.2006 г. № 604 "О мерах по повышению эффективности работы жилищно-коммунального хозяйства".
На конкурсной основе выбираются обслуживающие организации, которые предлагают потребителю лучшие показатели по качеству и стоимости услуг. "Задача в том, чтобы возникли рынок услуг, организации, способные качественно обслуживать жилфонд с минимальными затратами", - отметил А. Шагун.
К слову, информация о проведении таких конкурсов размещается на сайтах местных органов власти.
Предполагается также расширение сферы оказываемых на конкурсной основе жилищно-коммунальных услуг. В частности, речь идет о сборе и вывозе коммунальных отходов, об обслуживании и содержании объектов внешнего благоустройства и других. По словам А. Шагуна, в текущем году планируется, что по 1-2 района в каждой области возьмутся за развитие данных направлений.
В целом, по данным министерства, в 2010 году жилищно-коммунальных услуг было оказано на сумму около 3,9 трлн. BYR, что к уровню 2009 года составляет 105,7%. По итогам 2006-2010 гг. объем платных коммунальных услуг вырос на 14,7% при плане 13,6-18,1%.
А. Шагун отметил, что достижению таких результатов способствовало снижение объема оказания основных видов жилищно-коммунальных услуг. В частности, по водоснабжению снижение составило 30,2%, по канализации - 29,3 %, по тепловой энергии - 3,9%. И это притом что общая обслуживаемая площадь жилищного фонда за 5 лет увеличилась на 5,6%.
По мнению А. Шагуна, "данные показатели в первую очередь обусловлены проводимой работой по снижению затрат ЖКХ". "Как потребитель каждый из нас заинтересован в том, чтобы потребить меньше и соответственно меньше заплатить", - подчеркнул чиновник.
Но, на наш взгляд, объяснить приведенные цифры можно еще проще. Предыдущая пятилетка совпала с периодом повсеместной установки, причем в обязательном порядке, индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды. В итоге люди стали платить за реально потребленные услуги , а не за нормативные. Хотя, безусловно, нельзя отрицать, что после установки счетчиков у потребителей появился стимул к экономному водопотреблению.
Можно также предположить, что если бы во всех квартирах в текущей пятилетке были установлены счетчики тепла и газа, то к 2016 году снижение объема коммунальных услуг по отоплению и газоснабжению составило бы примерно 30%. Потому что одно дело - нормативное потребление, совсем другое - реальное (подробности см. в "БР" № 6/2011).
Что же касается платных услуг, которые оказывают населению организации ЖКХ, то их объем за 5 лет составил в денежном выражении около 1,15 трлн. BYR. В том числе в 2010 году платных услуг было оказано на сумму 320 млрд. BYR. "Это, конечно, не предел. Здесь есть большие резервы. И основной резерв - это увеличение доходов ЖКХ", - считает А. Шагун. То есть чем богаче будут организации ЖКХ, тем больше платных услуг они смогут оказать гражданам.
Говоря о создании конкурентной среды в такой сфере, как управление жилфондом, А. Шагун посетовал на нежелание населения объединяться в товарищества собственников.
По данным Минжилкомхоза, за последние годы было проведено более 16 тыс. собраний с участием жильцов, но за этот период создано лишь 850 товариществ собственников.
Для активизации процесса создания товариществ собственников сегодня в правительстве обсуждается вопрос , чтобы постановке многоквартирного дома на капитальный ремонт предшествовало создание товарищества собственников. Захотят жильцы организоваться в ТС - их дом поставят на капремонт в текущем году, нет - перенесут на более поздний срок.
Между тем капремонта сегодня с нетерпением ждут не только жильцы "хрущевок" и "сталинок", но уже и панельных девятиэтажек. Но денег на всех не хватает.
По словам А. Шагуна, за 2006-2010 годы планировалось капитально отремонтировать 5 млн.131 тыс. кв. м жилфонда. Отремонтировано было 114% от плана.
В 2010 году объем введенного после капремонта жилого фонда составил 1 млн. 378 тыс. кв. м. К 2015 году планируется увеличить данный показатель до 3 млн. кв. м в год.
Что касается тарифов на коммунальные услуги для населения, то их повышение с 1 февраля погоды для организаций Минжилкомхоза не сделало. По словам А. Шагуна, увеличение тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве произошло только по трем позициям: холодное водоснабжение (рост на 21,2%), техническое обслуживание (на 4,4%) и, как следствие, отчисления на капитальный ремонт (на 4,4%).
"В целом для ЖКХ повышение в пересчете на квартиру произошло на 1 USD. А 4 USD - это плата за энергоресурсы", - пояснил А. Шагун.
При этом доля возмещения населением затрат на жилищно-коммунальные услуги в текущем году планируется министерством примерно на уровне 24,7%. Для сравнения: в 2010 году этот показатель составил в среднем 24,2%, в том числе 22,9% - в отопительный период, 25,5% - в летний.
Для населения, по данным Национального статистического комитета, коммунальные услуги подорожали с начала февраля на 18,2%, в том числе на электроснабжение - на 12%, на холодное водоснабжение и канализацию - на 14,6%, на газ сетевой - на 83,7%.
просмотров новости: 8849
Комментарии
Отправить новый комментарий